Интервью Директора Департамента надзорной деятельности МЧС России Ю. Дешевых о Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности

Breadcrumbs

28 апреля 2009 года на радиостанции «Эхо Москвы» в передаче «Разворот» принял участие директор Департамента надзорной деятельности МЧС России Юрий Дешевых

 

В ходе беседы обсуждались вопросы, связанные с вступлением с 1 мая 2009 года в силу Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Стенограмма интервью представлена ниже.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: 15-35 в Москве, продолжаем дневной «Разворот». По-прежнему Андрей Белькевич и Тоня Самсонова в студии. Добрый день еще раз. 

А. САМСОНОВА: Добрый день. 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: И говорим мы о специфической, а для кого-то, может быть, об очень знакомой теме, как «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». И в гостях у нас Юрий Иванович Дешевых - директор департамента надзорной деятельности МЧС России. Добрый день, Юрий Иванович. 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Добрый день. 

А. САМСОНОВА: Юрий Иванович, сразу возникает вопрос. Почему такие законы о пожарной безопасности принимаются на федеральном уровне? Это что, настолько значимо во всероссийском масштабе? И что в нем такого нового? Чем старый не устраивал? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Еще раз здравствуйте. Тут два аспекта в этой проблеме. Первый - вопросы о пожарной безопасности очень значимы. Я приведу некоторые цифры, почему они значимы. Прежде всего, это та обстановка с пожарами, которая у нас сложилась в стране. Если взять прошлый год, то у нас произошло более 210 тысяч пожаров, 14 погибших по стране. Эти цифры удручающие. Хотя в целом надо сказать, что на протяжении последних пяти лет мы наблюдаем положительную динамику развития обстановки с пожарами. Т.е. сокращается количество пожаров, сокращаются убытки, сокращается гибель людей. Но тем не менее те цифры, которые я привел, они присутствуют. Это первый аспект. 

И второй аспект - это требование закона о техническом регулировании. Если мы говорим вообще о системе технического регулирования, надо начать с закона о техническом регулировании, который был принят в 2003 году. Он вступил в действие 1 июля 2004 года. Он установил семилетний переходный период в техническом регулировании в РФ. Смысл сводится к следующему. У нас, вы знаете, в Конституции провозглашено, что какие-либо права, какие-либо ограничения должны быть наложены только федеральным законом. Таким образом, все требования, в частности, по пожарной безопасности которые ограничивают, (элементарные требования - не курить в неположенном месте) - это ограничение, по Конституции, каких-то прав и свобод. Поэтому это требование сегодня возведено в рамки федерального закона. И мы, я имею в виду МЧС России, государственный пожарный надзор будет контролировать соблюдение уже не тех требований, которые установило наше ведомство в свое время, а тех требований, которые установлены федеральным законом. 

А. САМСОНОВА: Юрий Иванович, то, что вы сказали, - количество пожаров, тысячи погибших - действительно, катастрофическая ситуация. Это за год. И все мы знаем о том, как горели дома для пенсионеров, и горят дома, где живут люди, совершенно не защищенные. Вот этот технический регламент, он каким-то образом позволяет или требует от таких домов переоборудования, того, чтобы там лучше система оповещения работала, чтобы лучше предупреждение работала? Это связанные вещи? 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Или, может быть, даже вообще причина принятия этого технического регламента то, что новый должен быть. Вот в этих громких историях последнего времени... И президент даже выступал по этому поводу специально, поручения давал. 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Во-первых, с принятие технического регламента требования пожарной безопасности становятся более четкие. Ранее, до 1 мая, когда действовала еще старая нормативная база (с 1 мая вступает в силу технический регламент), у нас в стране на сегодняшний день действует порядка двух тысяч документов, которые регламентируют требования пожарной безопасности. 

А. САМСОНОВА: Две тысячи? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Да. А теперь всё, 151 статья о пожарной безопасности. 

А. САМСОНОВА: Все две тысячи сводятся в один документ. 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Да. Всего 151 статья технического регламента. Остальные документы - стандарты, своды правил - будут добровольные. Т.е. для того чтобы подтвердить, что выполняются требования технического регламента, мы можем выполнять требования тех добровольных стандартов, сводов правил, или иным способом доказать, что обеспечена пожарная безопасность. Наша задача на сегодняшний день - развитие технического регламента, принять как можно больше рекомендательных документов, чтобы собственник объекта мог выбрать удобный для него вариант противопожарной защиты. Т.е. теперь мы не навязываем, как раньше было. Почему две тысячи документов? Специальные документы на атомную станцию, другие документы - на парикмахерскую и так далее. И такое обилие объектов, на которых мы регулируем вопросы пожарной безопасности, они связаны с тем, что две тысячи документов и действовали в это время. 

Сейчас мы сделали попытку, не мы одни, не МЧС одна, безусловно, государство, правительство РФ, заинтересованы на федеральном уровне исполнительной власти, потому что это труд коллективный. Я могу сказать, что при подготовке этого документа были более десяти тысяч поправок к этому документу. И когда уже в Государственной Думе мы рассматривали этот документ, 388 поправок было унесено в этот документ. Представляете, какой коллективный труд? 

А. САМСОНОВА: Хочется понять, как это будет работать и что это означает, все эти поправки и принятие этого документа, с точки зрения собственника или человека, у которого компания, определенное помещение, и определенным образом он уже соблюдает противопожарную безопасность. Ему что-то нужно переделывать срочно или переоснащать, приводить в соответствие с новым документом? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Безусловно, нет. Во-первых, это здравому смыслу не соответствует. Во-вторых, есть статья специальная, 4-я статья в законе «Технический регламент», которая говорит, что те объекты, которые были построены в соответствии со старыми нормативными документами, если нет явного пожароугрожаемого состояния по этим объектам, то тогда никаких переделок не требуется, а надо руководствоваться теми документами, которые были раньше. 

А. САМСОНОВА: Т.е. по России есть определенная сложившаяся ситуация с безопасностью пожарной. Ничего переделываться не будет в связи с этим документом, если только это не катастрофичная ситуация? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: И так, и не так. Вы знаете такое общепринятое правило - закон обратной силы не имеет. Не можем мы сейчас всю страну привести в соответствие с техническим регламентом. Что технический регламент дает? Во-первых, технический регламент убрал из всех документов, которые были и действуют в настоящее время до 1 мая, все противоречия и дублирования. Что такое противоречия в нормативных документах? Это создает возможность недобросовестному как предпринимателю, так и контролирующей инстанции в свою пользу трактовать ту или иную норму. И на этой почве могут быть различные инсинуации. 

А. САМСОНОВА: Т.е. у вас антикоррупционный по сути закон вышел? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Одно из назначений этого регламента - это устранить эти противоречия, чтобы не было возможности для спекуляций. 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: С другой стороны, слушатель наш на сайте вопрос задает: «А знаете ли вы, что правила пожарной безопасности часто вступают в противоречие с регламентами других надзорных организаций? Например, охрана МВД требует установку решеток на окна первого этажа, а пожарная охрана заставляет убирать». С этим как быть? Есть тут все-таки противоречия какие-то? Или новый регламент их тоже разрешает? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Наверное, в течение 10 лет отвечаю на этот вопрос. Прошу прочитать нашего радиослушателя правила пожарной безопасности и правила, которыми руководствуется милиция, вневедомственная охрана, в частности. У нас запрещается в правилах пожарной безопасности глухие решетки устраивать, т.е. те решетки, которые невозможно открыть изнутри. У нас требование четкое: если изнутри есть возможность открыть - пожалуйста, устанавливайте решетки, сберегайте свое добро от хищений и других противоправных действий. 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Если не в данном конкретном случае, а вообще, возможны какие-то противоречия с требованиями других организаций надзорных, или всё согласовано? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Опять же про двери. Мы очень активно взаимодействуем с МВД. Конечно, чтобы сберечь свое имущество от хищений, надо все двери закрыть, все окна закрыть. С точки зрения пожарной безопасности - наоборот, все двери должны быть открыты, окна открыты, для того чтобы человек в случае пожара мог быть беспрепятственно эвакуирован. Так вот сейчас масса различных технических средств, для того чтобы соблюсти и это требование (я имею в виду требование по охране сбережений, своего имущества от хищения), и требование по сбережению своего имущества, собственной жизни от огня. Техническими средствами эти требования, эти положения просто-напросто развязываются, там никаких противоречий внутри них нет, я не вижу. 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Хорошо. Насколько я понял, посмотрев предварительно какие-то материалы, в соответствии с этим новым техрегламентом, смогут проводить оценку пожарных рисков частные, негосударственные организации. Правильно я понимаю? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Совершенно верно. 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Не возможны ли здесь какие-то злоупотребления? Как это, государство отдает на откуп частных организаций столь важную сферу, как противопожарная безопасность? Там просто, может быть, все за деньги решаться будет. Нет? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Мы думали об этом, прежде чем такую норму предложить для введения. Я хочу сказать, что эта идея проведения независимого аудита, независимой оценки рисков, она принадлежит нашему министру. Вот мы порядка четырех лет над этим работали, провели ряд экспериментов, посмотрели международный опыт. На сегодняшний день принято соответствующее постановление правительства, которое регламентирует эту работу. Я хочу сказать, что сделано в качестве сдерживающих моментов, чтобы не было всё за деньги. Первое - аудиторская компания, которая будет осуществлять пожарный аудит, она должна застраховать свою профессиональную ответственность. Второе - она на рынке будет работать не бесконтрольно, она будет работать, получив предварительно аккредитацию в МЧС России. И МЧС России периодически будет контролировать, проверять качество подготавливаемых ими заключений. Если эта организация будет замечена в недобросовестности, естественно, аккредитация будет отозвана, и организация уйдет с рынка оказания таких услуг. 

А. САМСОНОВА: Юрий Иванович, насколько я понимаю, новый технический регламент, он регламентирует и то, как должны строиться здания новые, как они должны сдаваться в аренду и так далее. 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Совершенно верно. 

А. САМСОНОВА: Это каким-то образом отразится на стоимости коммерческой недвижимости, на стоимости жилой недвижимости? Усложняется вся процедура и всё строительство? Или вы не прогнозируете роста цен? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: По аренде я сказать не могу. Технический регламент не регламентирует требования, касающиеся аренды помещений. А вот требования к постройке здания, чтобы обеспечена была пожарная безопасность этого здания... Да, действительно, технический регламент большинство требований как раз и содержит к этому моменту, к этой стадии жизненного цикла объекта. Я, например, не вижу, что будет удорожание строительства. Почему? Потому что те требования пожарной безопасности, которые на сегодняшний день существуют, они, на мой взгляд, оптимизированы на сегодняшний день, в этом техническом регламенте сконцентрированы, и там каких-то сверхнововведений, что здание построят не из бетона марки 100, а из бетона марки 200 или 500, такого нет. Есть преемственность между старыми нормами, старыми требованиями и новыми требованиями. Так что я не прогнозирую таких вещей. 

А. САМСОНОВА: Сейчас близится сезон пожаров. И пожаров не только в регионах, в сельской местности, но и в городах. Хочется понять - допустим, для Москвы какой процент зданий, на ваш взгляд, на сто процентов удовлетворяют всем требованиям пожарной безопасности? Какой процент зданий можно считать безопасными, а какой процент зданий из московского жилого фонда можно считать опасными буквально для жизни людей? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Сложно такую интерпретацию провести. Вот я скажу, что предписание Государственного пожарного надзора по Москве выполняется в среднем на 75-80%. Т.е. требования Государственного пожарного надзора по соблюдению тех или иных нормативных документов выполняются по Москве в такой степени. Я считаю, что это достаточно высокий процент. Можно говорить условно, что 80% зданий соответствуют требования пожарной безопасности. 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Еще несколько вопросов от наших слушателей в продолжение той же темы, что мы уже затрагивали. Владимир, инженер из Москвы, пишет: «Прослужил в Госпожарнадзоре 25 лет, имею специальное высшее образование. Могу ли я получить лицензию, по аналогии с адвокатской, для расчета рисков, или риски имеют право считать только юридические лица?» 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Постановление правительства, которое действует по этому вопросу, определило, что только юридические лица на сегодняшний день могут заниматься этой работой. 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Еще вопрос от слушателей: «Почему во многих госучреждениях, торговых центрах и павильонах всегда открыта только одна половина двери, а вторая часто блокирована и просто так ее не открыть?» Это как-то связано с вашими требованиями? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Знаете, это как врач должен заочно дать диагноз. 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Т.е. это очень индивидуально. 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Конечно. Наверное, недостаточно. Если были устроены три двери, а работает одна, наверное, это неправильно. Но здесь впрямую подходить нельзя. Потому что сейчас очень много разных технических устройств, в которых, предположим, при срабатывании противопожарной сигнализации обычно электрифицированный замок открывается, дверь может работать беспрепятственно на выпуск наших сограждан с пожароопасной территории. Различные типы замков «Антипаника» и так далее. Всё надо смотреть конкретно по месту, конкретно по месту надо решать. 

А. САМСОНОВА: Юрий Иванович, если суммировать на данном этапе то, что мы узнали об этом новом техническом регламенте, то две основные истории, которые понятны, это то, что, во-первых, из государственного контроля выходит аудит пожарной безопасности на откуп частных компаний, это раз. И два - что две тысячи документов заменяются одним, в котором всё сведено. Какие еще важные моменты в нашу жизнь привносит этот документ? И в чем была цель его написания? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Еще раз говорю, цель - оптимизировать требования норм, избавиться от навязанных, заскорузлых норм. Большинство норм пожарной безопасности, они создавались в 70-80-е годы. Тогда была, знаете, какая идеология? Защитить всё, всё государственное, всё подлежит защите. На сегодня Конституция нам провозгласила следующее: каждый собственник имеет право рисковать своим имуществом, правильно - свободно распоряжаться, а гражданский кодекс говорит - рисковать своим имуществом. Поэтому здесь реализовано конституционное право свободно распоряжаться своим имуществом, т.е. выбрать самостоятельно вариант противопожарной защиты. Если раньше было тотальное требование - должны вы сделать так, то сегодня мы предлагаем многовариантность противопожарной защиты, что собственник сам волен выбрать, как ему обустроить собственность. Что касается безопасности людей, требований по безопасности людей, то они, безусловно, подлежат выполнению в обязательном порядке. 

А. САМСОНОВА: Но государственный надзор сохраняется, и всё равно в компании будут приходить люди, которые будут требовать показывать все документы... 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Государственный надзор сохраняется. 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Он становится менее жестким, чем ранее? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Еще раз я говорю, что собственник вправе выбрать способ противопожарный защиты. 

А. САМСОНОВА: Вот пришел человек из органов... 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Государственного пожарного надзора. 

А. САМСОНОВА: И что говорит? Теперь он что имеет право требовать? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Он будет требовать выполнения технического регламента. 151 статья, 151 требование. Тут какой важный момент? Мы ввели новое понятие - декларирование пожарной безопасности. Это очень важный, принципиальный момент. Многие говорят, что это бумажка, что дополнительно надо кого-то нанимать, чтобы эту бумажку составить. Да, может быть, это и присутствует, что надо кого-то дополнительно нанять, чтобы эту бумажку составить. Но нанять не чтобы бумажку составили, а чтобы обучили требованиям пожарной безопасности. 

Вот вы садитесь за руль машины. Вы предварительно проходите подготовку на специальных курсах, потом сдаете экзамен. А если вы эксплуатируете пожароопасный объект, вы являетесь собственником объекта и лицом, управляющим тем объектом, вы должны знать требования пожарной безопасности к этому объекту? Школу эксплуатируете. Директор школы должен знать требования пожарной безопасности, чтобы их выполнять и чтобы обеспечить безопасность людей? Это такой момент подготовки собственника, управляющего должностного лица к эксплуатации того или иного объекта. 

И второе - инспектор Государственного пожарного надзора будет контролировать те требования, которые продекларировал сам собственник. 

А. САМСОНОВА: Кстати, про это у меня есть вопрос, который давно меня волнует. Действительно, вот приходит человек из органов надзора. Ты ему показываешь эту декларацию составленную, вроде как вопросов нет. Но часто бизнесмены, представители малого и среднего бизнеса говорят о том, что у этих товарищей, которые приходят в компании, есть план, и они, согласно этому плану, должны выявить 10% нарушений на участке. И они договариваются: у тебя, например, нет лампочки «выход». Они договариваются, и план выполняется. У вас действительно есть такие планы? Или это всё байки нехороших предпринимателей? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Я тоже об этом слышу. Но вот я работаю в пожарном надзоре почти 30 лет, и никогда на протяжении 30 лет такого не было. Другое дело - требования закона. Это очень важно пояснить. В соответствии с законом о защите юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, при осуществлении государственного надзора (не только пожарного, а любого надзора) прописан четкий алгоритм действий инспектора. Что он должен делать? 

Первое - если он выявляет нарушение, он должен составить акт о том, что это нарушение имеет место. Второе его действие - он должен составить административный протокол для пресечения этого нарушения (попросту наложить штраф). И третье - он должен сделать предписание о том, что необходимо устранить это нарушение. 

Т.е. если этот алгоритм выполняется, он поступает в соответствии с требованием закона. Это тоже очень важный антикоррупционный момент. Если что-то из этого не выполняется - значит, он идет на какую-то сделку. Или он занимается укрывательством, или просто он некомпетентен и не выявляет эти нарушения, которые имеются на объекте. Но законом предусмотрен вот такой жесткий алгоритм действий. 

Сейчас у нас предприниматели, по инициативе которых этот закон принимался, критикуют: почему если вы видите нарушение, нас не предупреждаете о том, что необходимо устранить, а сразу применяете санкции. Я еще раз повторяю: это не прихоть инспектора, это выполнение им установленной законодательной нормы. Если будет изменен закон, будем действовать по-иному.

А. БЕЛЬКЕВИЧ: До сих пор мы с вами в основном о предпринимателях говорим, о том, как этот закон на их жизнь повлияет. Но все-таки что касается государственных организаций, прежде всего социальных учреждений, таких как дома престарелых, интернаты. Очень много громких историй было по этому поводу. Здесь как? Какое влияние этот новый технический регламент окажет? И возможно ли вообще по этому новому техническому регламенту как-то проконтролировать то, что там происходит? Несколько историй было в последнее время, в частности, передо мной лежит статья из «Коммерсанта» за 14 апреля, что МЧС отчитывается о том, что всё хорошо в том или ином интернате, а повторная проверка выясняет, что не так всё хорошо. Насколько это возможно и реально по этому техническому регламенту проконтролировать? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Требования пожарной безопасности остаются. Здесь вопрос больше лежит в плоскости не технического регламента, не нормотворчества, а добросовестности тех или иных должностных лиц. 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Т.е. нормы этого закона, они позволяют довольно четко всё проконтролировать, чтобы таких пожаров не происходило? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Я хотел бы немножко изменить вектор этого вопроса. Технический регламент, он написал не для пожарного инспектора. Выполнение требований технического регламента позволит обеспечить противопожарную защиту - я попытаюсь процитировать технический регламент, - соответствующую уровню развития общества, экономики и так далее. Вы поймите, выполнение требований технического регламента - это обеспечение противопожарной защиты в соответствии с теми знаниями, которые имеются. Инспектор только контролирует, помогает собственнику обеспечить надежную противопожарную защиту, сберечь жизнь людей от пожара. 

А. САМСОНОВА: Я напомню, что это программа «Дневной разворот» и в нас в гостях Юрий Дешевых - директор департамента надзорной деятельности МЧС России. Мы сейчас говорим о новом федеральном законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Вы можете присылать свои вопросы Юрию Ивановичу +7-985-970-4545. Фрид нам прислал вопрос. Наверное, он вам попадается столь же часто, как и вопросы о решетках на окнах. Этот вопрос касается металлических дверей в подъездах и холлах на этажах жилых домов, когда соседи, сговорившись, устанавливают металлическую дверь и тем самым огораживают какой-то свой участок коридора. Насколько эти двери соответствуют регламенту? Они, с одной стороны, мешают выходить из квартиры, если у тебя нет ключа, мешают тому, чтобы пожарные бригады попадали в квартиры. Они имеют право на существование? Насколько они соответствуют вашему новому регламенту? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Они полностью соответствуют. Я считаю, что это даже очень неплохо. Только при одном условии. 

А. САМСОНОВА: Т.е. это неплохо с той точки зрения, что если пожар начался там, то он не перекинется. 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Да. И наоборот. 

А. САМСОНОВА: Но и люди-то не смогут выйти. 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Здесь философия противопожарной защиты несколько иная. Может быть, я скажу грубо... 

А. САМСОНОВА: Очень жестоко, по-моему. 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Мы должны быть реалистами. Всё защитить нельзя. Мы работаем не только по вопросам обеспечения пожарной безопасности жилья, но мы работаем с нашими космонавтами и так далее. Можем сделать, чтобы космический корабль был негорючий? Можем, но он летать не будем. Можно сделать жилье, чтобы оно было с точки зрения пожарной безопасности идеальным? Можно. Но жить в нем нельзя будет. Поэтому нормы и требования - это определенный компромисс. Я недаром говорю, что огромное количество поправок. Это определенный компромисс, определенная договоренность. 

А. САМСОНОВА: Но двери вам нравятся, потому что пожар не перекидывается. 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Пожар из квартиры не может выйти в места общего пользования, ни наоборот. Но здесь есть один нюанс. В коридорах зданий, особенно зданий повышенной этажности, устанавливается система противопожарной защиты, системы дымоудаления. Если клапан систему дымоудаления будет находиться в этом заблокированном участке, где квартиры огорожены этой дверью металлической, то, естественно, он будет неэффективен и все люди могут пострадать. Тут опять же надо в каждом конкретном случае решать самостоятельно. Технический регламент это как раз и разрешает. Если раньше жестко - нельзя, то сейчас можно сделать и так, и так. Но посмотреть, чтобы систему противопожарной защиты были доступны, пожарные краны были доступны, клапаны дымоудаления были доступны и так далее. 

А. САМСОНОВА: Т.е. если ты собираешься ставить эту дверь, то надо читать регламент. 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Да. Надо обеспечить работу систем противопожарной защиты. 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Совсем немного времени у нас остается. Короткий вопрос от слушателей: «Где можно прочесть этот регламент?» 

Ю. ДЕШЕВЫХ: Он сейчас есть во всех правовых базах, он опубликован официально в «Российской газете», он опубликован, как любой федеральный закон, в соответствующих вестниках, в сборниках законодательных актов, т.е. он доступен. 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Еще раз напомню, в гостях у нас сегодня был Юрий Иванович Дешевых - директор департамента надзорной деятельности МЧС России. Обсуждали мы с ним федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». 

А. САМСОНОВА: Остается у нас время на последний вопрос. Когда вступит в силу этот закон и когда уже мы начнем жить по нему? 

Ю. ДЕШЕВЫХ: С 1 мая, буквально через два дня этот закон вступает в силу. У нас все готово, для того чтобы он заработал. 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Понятно. Насколько мы поняли, жить после этого закона должно и предпринимателям, и всем нам стать легче, безопаснее. 

А. САМСОНОВА: Да. Если две тысячи бумажек заменили на 151 статью... 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: По крайней мере, в этом хорошо. 

А. САМСОНОВА: Да. Большое спасибо. 

А. БЕЛЬКЕВИЧ: Посмотрим, как это всё будет работать. Большое спасибо, Юрий Иванович. Юрий Дешевых - директор департамента надзорной деятельности МЧС России. Тоня Самсонова, Андрей Белькевич. «Дневной разворот» на «Эхе Москвы».

Информация использована из материалов сайта МЧС России